отправьте заявку

и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Суббота
23.11.2024
10:19

Новое школьное пространство

Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 11.09.2023 №55-1213-мр "Об утверждении плана мероприятий по реализации проекта по профилактике буллинга в образовательных организациях Иркутской области на 2023 - 2025 годы" (открыть)
Антибуллинговая хартия (открыть)
Корректировка календарного плана воспитательной работы, модуль «Профилактика и безопасность» (открыть)
Школьный ориентир (открыть)
Справка о проведении классного родительского собрания в МОУ ИРМО "Хомутовская СОШ №1", тема: "Безопасность детей - главная задача взрослых" (открыть)

Справка о проведении информационной кампании по внедрению проекта по профилактике буллинга в МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №1» среди участников образовательных отношений (открыть)


Буллинг (от англ. “bully” – хулиган, драчун, насильник) – хпсихологический террор, избиение, травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая в себя принуждение и злоупотребление. Буллинг чаще всего возникает в подростковом возрасте.
Участники буллинга: Агрессор; «Агрессята» - те, кто поддерживают агрессора; Наблюдатели; Жертва. 
 
О буллинге для подростков (открыть)
О буллинге для родителей (открыть)

Мероприятия:

С 19-26 января в школе была проведена неделя Неделя «Дружить здорово!» Девиз Недели - «Дружба – это золотая нить, которая связывает сердца всего мира».

Каждый день имел свое название:
  • Первый день  «Давай дружить!». Классный час – диспут  «Мы - разные, но мы – вместе»
  • Второй день «Слоганы о дружбе». Перемены с пользой «Давай  дружить!»
  • Третий день «День Улыбок»
  • Четвертый день «Вместе мы-сила!» Просмотр фильмов «Добро против насилия». Тренинг «Загадочное настроение: отгадай, что я чувствую?»
  • Пятый день «Сердце школы». Танцевальный флэш-моб «Я, ты, он, она - вместе школьная страна». Создание  ЛЭПБУКА «Правила дружбы».

На дереве  Дружбы учащиеся школы писали свои мысли о том, что такое дружба, какими качествами обладают друзья. Педагогам были представлены памятки с  рекомендациями как учителю распознать травлю в детском коллективе. Для младших школьников было проведено занятие «Что делать если с тобой никто не дружит». Также были проведены игровые перемены «Дружба». «Давай в месте» где дети активно принимали участие и с радостью играли.  Занятия с элементами тренинга «Человек загадка (чувства и эмоции».

Также проходили беседы о дружбе, где ребята активно принимали участие. Учащиеся 5-7 классов на классном часе  «Способы решения конфликтов!» находили  правильные ответы на вопросы: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью, вспомнили о телефоне доверия, многие ребята стали осознавать свою ответственность за плохие проступки. «Безопасность в киберпространстве» под таким названием для родителей были отправлены в мессенджеры (родительские группы) памятки. Были проведены занятия для 7 классов «Личные границы, их защита и противодействие травле». Беседы для 6 классов «Стоп буллинг».Были проведены анкеты «Социальные сети», где подростки отвечали на вопросы по тому, кто состоит в социальных сетях. «Субкультуры»- где подростки отвечали на вопросы какие субкультуры они знают и принадлежат ли к каким – то из них.  Проведена анкета по буллингу, где обучающиеся отвечали, что знают что такое буллинг, что избежать травли можно. Учащиеся 8-11 классов  на классном часе – диспуте «Общение подростков» находили пути решения проблем, которые  возникают при  общении подростков. Для обучающихся были подготовлены памятки по межличностном общению. Также ребятами был просмотрен фильм «Моя страна», после чего ребята активно принимали участие в обсуждении данного фильма.
Кульминационный момент Недели-изготовленными своими руками  лэпбуками  с правилами дружбы ребята обменивались друг с другом. Посмотреть презентацию (открыть)

14 декабря в 7 классах состоялась квест- игра "Класс#ВместеДружба". Цель: создание психолого-педагогических условий для сохранения физического и психического здоровья обучающихся. Во время игры ребята проходили по станциям и выполняли задания. После успешного прохождения всех этапов игры команды изготовили правила паблик.

В рамках проекта по профилактике буллинга 21 ноября  учащиеся  школы совместно с социально-психологической службой провели "Театр Дружба" для 8 классов. Цель: создать условия для укрепления личностных ресурсов противостояния насилию и негативному влиянию. Во время проведения  социального театра был  использован  подход «равный – равному», где актерами были обучающиеся, зрителями были  одноклассники. Ребята показывали  сценку, а потом обсуждали, что можно сделать в данной ситуации. Как выйти достойно и правильно из сложившейся ситуации. Учащиеся, которые были в роли актеров,  отлично справились с заданием, заставив сопереживать им.

Наблюдая со стороны, подростки сопоставляли  действия героев истории, некоторые  узнавали  себя в герое. Увидев  последствия социально-неодобряемого  поведения на чужом опыте и оценив  свое поведение,  многие учащиеся  задумались  об ответственности  за  поступки, которые  когда либо совершали.После проведения данного занятия у ребят появилось желание самим  составить ситуации и продолжить далее  проведение  «Театра дружбы» с выходом на другие классные параллели, чтобы данных  ситуаций не возникло.

20 ноября в 8а классе прошло занятие «Стоп буллинг!» Учащиеся участвовали в обсуждении «Что такое буллинг», находили причины буллинга и способы борьбы с ними. 
Упражнение «Я смогу помочь», целью которого была выработка навыков безопасного поведения в конкретной ситуации, поиск путей защиты в ситуации буллинга, помогло учащимся найти пути решения выхода из сложных ситуаций.

В конце занятия учащимся была предложена Памятка
«Помните!»
 Вы имеете право отказаться делать то, к чему вас принуждают силой или оскорбительными, злыми словами.
 Ваша собственность принадлежит только вам.
 Вы имеете право на помощь.
 Каждый ребенок имеет право жить свободно, в безопасности, чувствуя тепло и любовь!


Признаки буллинга:

Ребенок вдруг начинает болеть и не ходит в школу.
Всегда в подавленном настроении.
Нет друзей в классе.
Никто не хочет с ним сидеть за партой.
Объект для шуток и юмора.
Внезапное снижение успеваемости.
Часто приходит с синяками и в порванной одежде.
Не у кого спросить домашнее задание.
На соревнованиях: «Только не с ним!».
Часто проводит время на переменах в одиночестве.
 
Последствия буллинга
 

Для жертвы:

- коммуникативные проблемы;

- низкая самооценка;

- страх перед выступлениями;

- недоверие к людям;

- может повышаться агрессия;

- высокий суицидальный риск;

- депрессия;

- уходы из школы;

- чувство тревоги;

- соматические реакции;

- когнитивные нарушения;

- снижение успеваемости.

Для агрессора:

- чувство вины;

- негативные эмоции со стороны окружающих,

- высокий риск попасть в криминальные группировки и к совершению правонарушений;

- отвержение.

Для педагога:

В классе сформируется ситуация, где всегда будет Агрессор и Жертва.

У учителя, имеющего особое отношение к некоторым обучающимся («любимчик»/ «хулиган»), больше шансов спровоцировать ситуацию буллинга. Когда педагог никого не выделяет и уважительно относится ко всем, ведет работу по сплочению классного коллектива, вероятность возникновения буллинга сводится к минимуму.

Что делать педагогу в ситуации буллинга:

Для начала необходимо признать, что такая проблема существует. Это гораздо более серьезный шаг, чем может показаться:
- Хотя мы говорим о соблюдении интересов потерпевшего, на практике часто действуем в пользу обидчика. Например, обучающиеся часто восхищаются обидчиком, а некоторые педагоги с неуважением относятся к детям, которые не могут постоять за себя.
- Иногда педагоги считают, что лучше дать детям возможность разобраться со своими проблемами самим или рассматривают вербальную агрессию как неопасную и незаслуживающую внимания.
- Некоторые руководители не хотят поднимать обсуждение этой темы, пока не сталкиваются с другими людьми, которые требуют активных действий, например, с родителями.
Притеснение продолжается благодаря атмосфере, которая его допускает, а также в результате недостаточного надзора и отсутствия последствий.
оставаться спокойным;
воспринять случай серьезно;
быстро и взвешенно принять меры; если нужно, наказать обидчика и объяснить причину наказания;
сделать так, чтобы обидчик понял, что вы не одобряете его поведение;
постараться, чтобы обидчик увидел точку зрения жертвы;
оказать поддержку потерпевшему, подбодрить его, не дать ему почувствовать себя неадекватным или глупым, предложить конкретную помощь.
 
Предупредить возникновение такого явления как буллинг гораздо легче, чем работать с его последствиями!
Рекомендации учителю и воспитателю по профилактике «Отверженности» в классе:
1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников. Насмешникам необходимо делать строго замечания.
2. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.
3. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.
4. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.
5. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.
6. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневник. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.
7. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.
Психологическая профилактика буллинга
У жертв буллинга  падает самооценка, формируются комплексы неполноценности, наблюдаются различные формы социальной дезадаптации, закрепляется  роль «жертвы», «неудачника», которая часто экстраполируется и на другие сферы отношений.  
У подростков школьное насилие вызывает нарушение идентичности. Длительный стресс поражает  чувство безнадежности и безысходности, что в свою очередь является благодатной почвой, фактором риска для возникновения мыслей о суициде.

Выделяют следующие виды буллинга:
Психологическое (моральное) насилие
  • вербальный (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической расправы, шантаж, угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить, вымогательство, доносительство, клевета на жертву, придирки,  оскорбления,  обзывательства, клички (дразнилки ругань) и пр.);
  • социальное исключение (бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой и т.д.);
  • кибербуллинг – публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву» в онлайне. Распространение в последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать флейм, конфликты между участниками, взаимные оскорбления.
Физическое насилие: избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и  др.

Тревожные звоночки, которые помогут понять, что ребёнка травят в школе/на улице:
1. Резкое изменение в поведении ребёнка: весёлый, доброжелательный ребёнок вдруг становится подавленным, или слишком возбудимым, плаксивым, или агрессивным.
2. Нежелание ходить в школу или секцию.
3. Снижение самооценки: ребёнок начинает считать себя хуже других, высказывает негативные мысли, идеи.
4. Склонность к аутоагрессии.

Факторы риска для ребенка стать жертвой буллинга:
1.Особенности воспитания в семье.
Семья имеет первостепенное значение в социализации ребенка . В семье ребенок получает первый опыт установления взаимоотношений, который является основой для формирования межличностных отношений со сверстниками. Если процесс социализации нарушен, в силу различных причин: отсутствие семьи, различные формы социального неблагополучия (неполная семья, алкоголизм родителей и др.), разорванности социальных связей в самой семье (отсутствие у родителей доверительных отношений, эмоционального контакта с ребенком, авторитарный стиль воспитания) или деформирован (гипер -, гипоопекаемость, частное использование наказаний, завышенный уровень требований к ребенку), это во многом определяет  трудности социализации ребенка в школьном коллективе. Как отмечает ряд исследователей родители детей – изгоев, часто сами испытывают сложности во взаимоотношениях с людьми. Во многом это определяется их индивидуальными особенностями: низким уровнем сформированности социальных качеств, коммуникативной некомпетентностью, враждебностью по отношению к окружающим, в том числе из-за повышенной агрессивности, конфликтности и другим. Дети, подражая родителям, перенимают их формы взаимоотношений с окружающими, которые могут оказаться неэффективными во взаимоотношениях со сверстниками и другими значимыми взрослыми, личностные особенности, которые ребенок приобретает в процессе социализации в семье, могут стать одной из причин его отвержения в группе сверстников (например, агрессивность, конфликтность, тревожность, эгоизм, малообщительность и др.).
Буллеры, как правило, воспитываются в семьях: с недостатком тепла и включенности членов семьи в жизнь ребенка; недостаточным контролем и наблюдением за ребенком; попустительским стилем родительского поведения, вседозволенностью; жестоким стилем воспитания, использованием физических наказаний со стороны ребенка.
2.Взаимоотношения с учителем.
Вторым по значимости для школьника институтом социализации является школа, где основная инициатива в установлении межличностных отношений в процессе организации учебной деятельности принадлежит учителю. На начальных этапах формирования школьного коллектива часто отношения учителя к ученику определяет его отношения с классом, а оценка учителя становится значимой для оценки ученика в группе сверстников. Если отношения учителя и ученика, а также оценка его как личности производится учителем только через призму его успеваемости и «послушности», например, при авторитарном стиле педагогического общения, то дети неуспешные в обучении, нарушающие дисциплину рискуют оказаться изгоями среди одноклассников. Если учитель умеет подчеркнуть личностные достоинства каждого ребенка, создает атмосферу психологического комфорта на уроках, обеспечивает условия для самореализации школьника, целенаправленно создает условия для взаимодействия детей на основе сорадования, сопереживания, то в этих классах ученики более ориентированы на оценку одноклассника не только по успеваемости, но и  личностные особенности, степени развития его морально-нравственных качеств, отличаются большей толерантностью к одноклассникам, активны в общении, а  школьная группа отличается более высоким уровнем развития.